Помните прекрасный миф об Орфее и Эвридике? Чудесный, красивый рассказ о любви поэта и певца Орфея и красавицы Эвридики. Судя по легенде, Орфей скорее всего был фракиец и жил он в Северной Греции. Орфей отличался изумительным голосом, кротостью нрава, музыкальностью и умением улаживать любые конфликты и ссоры. Играл Орфей на десятиструнной Лире, которой одарил его Аполлон за гимны, слагаемые Орфеем в его честь.
Играл и пел он так, что не только люди, в том числе суровые воины, забыв о кровопролитии плакали рядом с ним, но даже и дикие звери выходили из леса. Был Орфей убежденным вегетарианцем и противником любого кровопролития. Единственным его условием, когда он приходил в какое-либо поселение с… употреблю современное слово «концертом»… так вот — это условие было таким — чтобы немедленно прекратились все распри и войны.
И полюбил Орфей красавицу — нимфу Эвридику. Слагал ей невероятной красоты стихи и песни о своей любви, слушая которые даже скалы плакали.
Но случилось несчастье — Эвридика пошла в лес с подружками и там девушку укусила змея. Эвридика умерла и безутешный Орфей, отчаявшись успокоить свое горе песнями и стихами, решил спуститься по совету богов в Аид, чтобы вернуть свою любимую. Сам по себе поступок вызывает безмерное уважение и говорит не только о поэтических качествах Орфея, но и о его сильной и смелой геройской натуре. Спустившись в Аид, Орфей сумел растрогать даже Цербера. Заслушались Орфея и другие обитатели подземного царства, эринии, например, и наконец царь. Царь Гадес-Аид и Персефона, которая в то время была с ним, тоже растрогались и сказали, что Орфей может забрать свою красавицу Эвридику. И поставили они Орфею единственное условие — иди и не оглядывайся. Почему нельзя оглядываться? Почему именно такое условие поставили ему? Условие на первый взгляд легкое и смешное, но они его дают, прекрасно зная, что Орфей не сможет его выполнить.
Орфей и Эвридика идут по каменистой извилистой дороге и в какой-то момент после очередного поворота Орфею кажется, что Эвридика отстала. Сначала он окликает её, а потом оглядывается…. И в этот же момент Эвридика исчезает, как тень.
По поводу дальнейшей жизни и смерти Орфея есть три разные версии, но не будем на них сейчас останавливаться. Просто, посмотрим на эту картину Гюстава Доре. Обезглавленное тело Орфея и его голова, которую центральная фигура женщины поднимает над собой.
В чем смысл мифа? Что хотели сказать нам древние греки. Конечно, в первую очередь о том, что любовь побеждает смерть. Да и не только смерть, а даже сам страх смерти. Ведь Орфей бестрепетно, не боясь погибнуть сам или подвергнуться мукам, унижению, спускается за тенью своей возлюбленной в Аид. Может ли быть более великолепное поэтичное воплощение силы любви? Может ли быть более прекрасный, поэтичный гимн любви, чем эта история? Искусство, смиряющее самые мрачные силы, в том числе, силы ада.
Но я вижу и вторую сторону этого мифа. Орфею сказано «не оглядывайся» Не оглядываться, кстати, было сказано и жене Лота. В Книге Бытия, когда ангелы божьи уничтожают огнем и серой с небес города Содом и Гоморру за их прегрешения, выводят семью Лота: самого Лота, его дочерей и жену. Жена идет последней. И сказано – не оглядываться. Но она, конечно, оглянулась и превратилась в соляной столп.
Оглядываться нельзя – это настойчиво повторяемый мотив. Почему? Почему нельзя оглядываться? Почему именно такой запрет? И почему люди обязательно его нарушают? И жена Лота, и умница вдохновенный Орфей одинаково нарушают этот запрет. Что за этим стоит? Что этим миф хотел нам сказать? Что есть такого в оглядывании назад?
Это нас подводит к новому уровню разговора: разговору о том, есть ли история человека регресс, деградация или прогресс, дорога достижений. Мы идем вперед или мы идем назад? Мы все больше деградируем и откатываемся, или, наоборот, мы, несмотря на все издержки, идем вперед к достижениям? Это вопрос вопросов для любого человека в принципе. Как бы человек ни был занят повседневными делами, добыванием денег, выживанием и прочим, он все равно задумывается: «А куда мы идем, собственно?»
Это важно для человека, для города, для страны и это важно для цивилизации в целом. А есть ли смысл стараться вообще? Зачем все эти усилия? Большинству людей свойственно прошлое идеализировать. «Вот раньше…» – это любимый запев.
Я помню свои впечатления от первого прочтения Библии. Многое запомнилось, поразило, удивило. И особенно уместно сейчас вспомнить вот эти слова:
«Никогда не говори, – это говорит Соломон, мудрейший из людей, – о том, что прежние дни были лучше нынешних, ибо не от мудрости ты говоришь это».
Но многие люди говорят: как раньше было классно! Есть момент идеализации прошлого и у каждого человека, и у общества в целом. Оглядываться – это, конечно, идеализировать прошлое. Не надо, нельзя оглядываться! Оглянулся – пропал. Оглянулся – либо потерял то, за чем шел, как с Эвридикой Орфей, или оглянулся – совсем пропал, как с
женой Лота. Но, в любом случае, как только оглянулся, так тебе и конец.
Иди вперед смело, бей в барабан и не бойся Научиться не оглядываться – исключительно важная вещь. Не оглядываться, идти вперед.