Итак, в прошлой статье мы упомянули сказительницу и певицу (Марьям), пророчицу (Дебора) и женщину — воительницу (Юдифь).
Возвращаемся в Грецию.
Греки полагали, что женщины в основном делятся на четыре категории. Вообще, деление мира на четыре категории очень свойственно античному и средневековому миру. И по мнению греков весь женский род делится на четыре части:
Дочери Афины — умницы, женщины рассудительные, холодные, не склонные к страстным порывам. Женщины рассудка, рациональные и спокойные. Возможно, склонные к научным занятиям.
Дочери Геры — женщины — домохозяйки.
Они хлопочут, они бьют крыльями, они думают о том, что сегодня приготовить на ужин милому муженьку. У них всегда в доме порядок — зановесочки по линеечке, передничек сияет белизной и кружавчиками. Это домашние женщины. Для многих мужчин такая женщина абсолютнейший идеал. Но не только мужчины так полагают. Многие женщины считают, что для мужчин именно такая женщин и есть идеал.
Дочери Афродиты — те, кто делает ставку на красоту на сексуальность и на соблазнительность.
И это очень правильная ставка, если не учитывать, что это куда как более скоропроходящие качества, чем нам бы всем хотелось. Хотя, за это время можно много успеть)) Дочери Афродиты видят себя исключительно в женской ипостаси и свою женственность разыгрывают в сфере соблазна и сексуальности. И это не обязательно поиски любви, это может быть совершенно холодный расчет — сведение с ума, манипулирование мужчинами. Вы наверняка встречали таких женщин и сейчас их время. Потому что именно такой тип женщины активно раскручивается средствами массовой информации.
И наконец Дочери Фурии.
Среди читающих эти строки их, конечно, нет и быть не может! Но в жизни вы могли таких встречать. Это те самые «карги» и «бабыяги», и «ведьмы» в переносном смысле, конечно! Они не обязательно летают на шабаш, но жизнь могут отравить очень здорово. Эти женщины тоже никогда не переведутся.
Голос гречанки, который звучит в культуре мира до сих пор. Это Сафо.
Сафо часто приписывают основание лирической поэзии, а также пресловутой лесбийской любви. Хотя ясно, что такая любовь была известна задолго до Сафо. И не она ее открыла и даже не она её легитимизировала) Сафо писала гимны любви, среди её возлюбленных были и мужчины и женщины, и она не видела в этом ничего дурного. Она любила красоту и то, что красота могли принять образ прекрасной девушки, прекрасного юноши или зрелого мужа для Сафо не имело значения. Поэтический дар её был оценен, хотя греки и считали, что женщина лишена дара поэзии. Ведь боги говорят только с мужчинами. Но с Сафо боги все же говорили, особенно её возлюбленная Афродита, которой она посвящала возвышенные гимны, известные нам до сих пор.
Поехали в Рим?
Рим не одобрял многообразия. Рим — отрегулированный, с прямыми улицами и….. так и хочется написать «мозгами», с эстетикой солдатского лагеря. Такой Рим никаких греческих «выкрутасов» не поощрял.
Женщина должна быть добродетельной матроной. Точка! То есть, выйдя замуж (разумеется девственницей), она должна хранить верность своему мужу, независимо от того, как он себя ведет. И рожать ему наследников. Дочерей, как замечательно сказал Цицерон, она должна воспитывать «максимально близко к состоянию животных». То есть не давать им никакого развития. Сыновей же следовало как можно быстрее отдавать в учебу к зрелым мужам в зависимости от того, какую карьеру она хочет для них предпочесть. Интересует карьера ритора или адвоката — тогда добро пожаловать в грамматическую школу. Для военной карьеры подойдет гимнасион, где мальчик будет изучать гимнастические упражнения, учиться плавать, владеть оружием, скакать на коне и так далее.
Но у римлян была особая категория женщин, общественный слой, страта… Женщины — жрицы.
Были пифии, которые служили в храме Аполлона Дельфиского.
Были менады — спутницы и почитательницы Диониса. Но и те и другие были немногочисленными и не имевшими четко описанных обязанностей.
А вот что касается весталок, жриц богини Весты, богини домашнего очага, то они как раз четко понимали, что от них требуется. Весталки поддерживали вечный негаснущий огонь богини Весты и не дай Бог, если в дежурство какой-то весталки этот огонь гас. Девушку жестоко наказывали, бичевали и могли засечь и до смерти.
Весталки обязаны были быть девственницами, их отбирали в возрасте 11 — 12 лет из патрицианок, из знатных семей. И даже был конкурс! У весталок было очень высокое общественное положение. Её свидетельство в суде принималось преимущественно, то есть ей была вера даже без всяких клятв. Что значило — весталка солгать не может, иначе богиня Веста лишит её своего покровительства.
Весталка 10 лет училась, 10 лет служила в храме, 10 лет наставляла молодых начинающих девушек. После тридцати лет служения весталке можно было выйти замуж, но это случалось крайне редко. В том числе и потом, что римляне считали, что брак с весталкой не будет длительным и ничего хорошего человеку не принесет. Весталка предпочитала оставаться девственной до самой смерти.
Если весталка во время служения в храме теряла девственность, её хоронили заживо на так называемом «Злодейском поле» в окрестностях Рима. А того мужчину, который в этом был уличен, засекали до смерти, при чем старались, чтобы эта казнь длилась целые сутки. Делалось это для того, чтобы остальным было неповадно и его вопли напоминали другим сладострастникам Рима, что они могут направлять свои взоры на кого угодно, но не на девственных весталок.
Главными жрецами и в Греции, и в Риме были мужчины. Но элементы жреческого служения у женщин были, потом они исчезнут в период Средневековья.
Среди христианских святых стоит выделить Терезу Авильскую.
Наблюдая за жизнью монастыря, в котором было более 200 сестёр и где она провела более 20 лет жизни, видя явления, далёкие от идеала монашества, она пришла к выводу, что монашескую жизнь можно было бы лучше организовать в небольших общинах. Терезе пришлось долго бороться за право основать свой монастырь по новому уставу, пока наконец она не добилась разрешения от папы Пия IV. Первый небольшой монастырь (es), в котором Тереза стала настоятельницей, появился в 1562 году в Авиле, родном городе Терезы, и получил имя св. Иосифа. В нём было всего 12 сестёр, по числу апостолов. Реформа св. Терезы сталкивалась с сильным противодействием некоторых представителей церковных властей, папский нунций намеревался уничтожить монастыри босоногих кармелитов, переподчинив их нереформированному ордену, а саму св. Терезу называл «надоедливой женщиной-бродягой, посвятившей себя сочинению книг вопреки повелению апостола Павла: „жёны ваши в церквах да молчат“, и основанию монастырей без папского разрешения». Как описывала позднее Тереза в своих книгах, жизнь в монастыре подарила ей необычный духовный и мистический опыт. Ей были явлены видения Сына Божия и херувима, пронзившего её сердце огненным копьём. Мистикой проникнуты и сочинения святой Терезы.
Писать Тереза начала более по послушанию, нежели в силу желания. Ко времени начала литературной деятельности ей было уже более 50 лет, но за сравнительно небольшой отрезок времени она сумела оставить после себя большое литературное наследие, фактически став не только первым богословом-женщиной в истории Католической церкви, но и первой испанской писательницей.
Продолжение следует))