Таблицу умножения в игровой форме можно изучать с 4 лет! Хотя часто у детей, а следом за ними порой и у взрослых возникает вопрос — нужно ли ее знать и зачем? Отнеситесь у изучению таблицы умножения с вашим ребенком, как к способу тренировки памяти. внимания и развитию интеллекта.
Самый эффективный подход к изучению таблицы умножения
Результат наполовину, а то и больше, зачастую зависит от того, какой подход к обучению выбрать. Чтобы результат получился максимальным, ребенка нужно:
— ознакомить;
— заинтересовать;
— продемонстрировать необходимость применения и использования на собственном примере;
— не заставлять;
— поощрять каждое достижение, даже кажущееся нам, взрослым, на первый взгляд, минимальным;
— не унижать;
— сравнивать с собой, говоря, что вам давалось это гораздо сложнее, а результаты были значительно скромнее.
Подготовка ребенка к изучению таблицы умножения
Знакомиться с таблицей умножения и запоминать ее все равно придется. Как и в любом деле, процесс пойдет легче и быстрее, если к нему подготовиться. Что больше всего любят делать маленькие дети? Конечно же, играть. Так почему бы не использовать это в полной мере для всестороннего развития и обучения ребенка? Неважно, будь то чтение или музыка. Именно поэтому таблица умножения в игровой форме может оказаться очень эффективным инструментом.
Что входит в план подготовки к изучению таблицы умножения?
• Знакомство с цифрами. Цифры могут и должны быть в разных вариациях: магниты, кубики, наклейки и давно забытые всеми, но очень увлекательные, счеты. Кстати, именно игра со счетами может оказаться очень хорошим залогом быстрого усвоения сложения и вычитания. А следом и умножения.
• Объяснение наличия простейших математических действий: сложения, вычитания (умножение и деление в этом возрасте можно спокойно опустить).
• Считаем вместе десятками до 100 и сотнями до 1000.
• Освоили счет в обратном порядке.
• Складываем и вычитаем в пределах 10.
• Знакомимся с такими понятиями как больше, меньше и равно.
• Постепенно изучаем математические знаки: +, -, ?, ?, =.
Вот из чего на сегодняшний день складывается наш фундамент для дальнейших достижений в математических науках. Напомним еще раз, что все эти занятия можно начинать с 4-х летнего возраста.
Методы изучения таблицы умножения
Условно их можно разделить методы на:
1) классический (стандартный), который заключается в заучивании, путем многократного повторения;
2) знакомство и запоминание таблицы умножения в игровой форме.
Классический метод
Это метод стар, как мир. Он представляет собой 64 примера, которые необходимо банально заучить. Так учили нас, наших родителей, а также бабушек и дедушек. Результат конечно со временем был у всех одинаковый, за редким исключением. Запоминали все, но процесс был скучен и не интересен. Да, метод действенный, но зачастую вызывающий неприязнь к предмету математики в целом.
Можно ли его сделать интереснее, увлекательнее и разнообразнее? Конечно. Об этом ниже.
Учим таблицу умножения в игровой форме
Если еще 20-30 лет назад нашими помощниками были лишь учебники и доска с мелом, то сегодня смело можно добавить к этому списку:
— электронные плакаты;
— мобильные телефоны;
— компьютеры;
— планшеты;
— другие вычислительные устройства с мультимедийным функционалом.
Настольные игры очень помогают в подготовке ребенка к освоению таблицы умножения.
Сейчас многие стали забывать о такой возможности совместного проведения времени. Это может быть полезным во всех отношениях. Например, игра лото — лучший помощник в изучении таблицы умножения в игровой форме.
Можно взять готовые карточки, а можно изготовить их самостоятельно вместе с детьми. Это станет не только занимательным творческим процессом, но и еще одним этапом изучения таблицы умножения, путем запоминания в процессе повторения и визуализации.
Для получения полного комплекта карточек вам понадобятся:
— картон или плотная бумага;
— краски, карандаши, фломастеры;
— линейки и ножницы.
Все вышеперечисленное не пригодится, если воспользоваться компьютером и цветным принтером. Но думаю, что на сегодняшний день это будет избито и банально. Так что, вооружаемся цветными карандашами и начинаем творить!
Если хотите, чтобы сделанные руками ваших учеников материалы прослужили подольше, то рекомендую прибегнуть к ламинированию.
Делаем карточки с примерами умножения по порядку, начиная с 1 х 1 и заканчивая 10 х 10. Отдельно готовим карточки с ответами от 1 до 100. Можно не останавливаться на 10 х 10, а дойти до 12 х 12 или даже дальше. Будет полезно, непривычно, но послужит хорошей тренировкой ума. Карточки с ответами разрезаем, чтобы было по одному на каждой. Все готово, можно приступать. В зависимости от количества игроков раздаем по одной или по две карточки каждому. Ответы можно сложить в непрозрачный мешочек и вытягивая, называть. Если ведущий выкрикивает 8, то закрывают свои ячейки те, у кого результат примера образует данное число: 1х8, 2х4, 4х2 и 8х1. Выигрывает тот, кто быстрее правильно закроет все ячейки своих карточек.
SNAP или будь всегда готов
Представляет собой набор карт с одиночными примерами (5х6, 5х8, 6х8 и т.д.) и ответами (30, 40, 48 и т.д.). Раздайте равное количество карт игрокам. По очереди, держа карты рубашками вверх, каждый игрок достает по одной карте и кладет одну на другую. Если ответ 45 положили сразу же на произведение 5х9 или 9х5, то тот, кто первый заметил это совпадение, громко кричит SNAP и накрывает стопку рукой, забирая ее всю себе. Победил тот, у кого окажется в итоге больше карт.
Подвижные игры
Все знают, что движение – это жизнь. А дети – это неиссякаемый источник энергии, которую они постоянно стремятся куда-то выплеснуть. Даже это, повернув в нужное русло, можно использовать для изучения таблицы умножения.
Пересчитай пальцы или вдруг у соседа окажется больше
Эта методика заключается в том, что вы просите детей показать по одному пальцу (например, большому) и считаете их, доходя до 20 или 30 (зависит от количества детей). Потом просите всех детей выставить вперед по два пальца, считая, таким образом, двойками. Теперь по три пальца. Дальше по четыре. Дети очень любят считать пятерками. Ведь всем знакомо выражение: «Дай пять!». Так легко и весело доходим до счета десятками. Летом можно подключить еще и ноги. Но будет менее практично, так как подойдет только для счета пятерками, так как не каждый сможет загибать по одному пальцу на ноге. Хотя, кто знает, может у кого-то заодно раскроете фантастическую гибкость.
Делим детей на две команды. На асфальте мелом чертим круг и в его центр кладем стопку с карточками-примерами. Выбираем по одному игроку из каждой команды. Они, отмеряя 30 шагов, расходятся в противоположные стороны от круга. По очереди игроки из каждой команды берут верхнюю карточку из стопки и дают ответ. Если ответ верный (6?7=42), то карта бита, она откладывается и можно бежать к дальнему игроку своей команды. Если дается неверный ответ, то карта кладется в самый низ колоды и берется следующая до получения правильного ответа. Задача каждой команды – как можно быстрее переправить всех игроков на другой берег к дальнему игроку.
Теперь вы видите, что учить таблицу умножения можно самыми разными способами. Учитывая то, что детям нравятся цветные карточки, соревнования и подвижные игры, будет неразумно этим не воспользоваться. Ведь тем самым вы дадите понять маленьким будущим ученым, что для того, чтобы бы что-то выучить, вовсе не обязательно лишь сидеть, сгорбившись над учебниками и тетрадками. Вот вам еще одно доказательство того, что любое действие в итоге дает результат. Успехов!
Читайте так же: