Прежде всего, нужно понять, что такое внимание, какие виды внимания бывают и как внимание проявляется в разных возрастных детских группах.
Что такое внимание?
Очень часто взрослые сетуют на отсутствие внимания у детей, на неумение сосредоточить внимание на предмете, неспособность длительное время удерживать внимание, проще говоря, на рассеянность, отсутствие усидчивости и невнимательность. Все больше становится детей с проблемой, которую психологи называют “дефицит внимания”, сочетающуюся, как правило, с гиперактивностью.
Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определённом объекте. Объектом внимания может быть всё, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.
Внимание не является самостоятельной психической функцией, его нельзя наблюдать само по себе. Внимание — особая форма психической активности человека, и она входит как компонент во все виды психических процессов.
Подробнее о внимании, его свойствах и видах внимания было написано в специально посвященной этому вопросу статье.
Сейчас мы поговорим о том, что такое детское внимание и как тренировать внимание ребенка.
Каждый родитель стремится максимально развивать своего ребенка, активно идет подготовка малыша к первым шагам во взрослой жизни-обучению в школе. Одной из особенно важных способностей для обучения является уровень развития внимания у ребенка.
Даже если ребенок имеет хорошие интеллектуальные задатки, но он не внимателен, он может упустить важный материал на уроке, не сумев сконцентрироваться на словах учителя или потеряв логическую цепочку его объяснений. Ему будет тяжелее уловить ход арифметических операций при решении задачи, запомнить и повторить слова учителя во время написания школьного изложения. Стоит ли говорить о таком сложном и рутинном занятии как выучить стихотворение наизусть?
Без концентрации внимания ребенку в школе будет совсем непросто.
Внимание — один из основополагающих навыков для успеваемости ребенка во всем школьном процессе. В повседневной жизни не внимательный человек игнорирует слова окружающих, способен не заметить проезжающую мимо машину, пропустить нужную ему остановку в общественном транспорте. Отсутствие способности внимательно слушать, смотреть и ориентироваться осложняет жизнь любому человеку.
Игры для улучшения концентрации внимания
Тренировкой для детей 2-3 лет будет игра” кто убежал? “. Разложите на столе перед ребенком мелкие резиновые игрушки или цветные иллюстрации с различными домашними животными. Предложите ребенку отвернуться или накройте стол тканью. При этом одну из игрушек уберите. Малыш должен сказать, кто из зверят убежал. Так же можно поменять местами две или более картинки. Ребенок должен заметить изменения.
Рисуем любимого героя детской сказки или мультфильма. Например, это Дюймовочка. Теперь незаметно подрисовываем небольшую деталь на картинке. Это может быть выросший на полянке цветок, птичка на ветке, силуэт крота или прилет ласточки. Пофантазируйте и предлагайте различные манипуляции с одной и той же картинкой. Так малыш начнет обращать внимание на различные детали в привычной обстановке. В эту игру можно играть в любом возрасте, в том числе и школьном. Так, для детей постарше просто меняется сюжет иллюстрации. Например, они могут рисовать друг для друга инопланетные корабли, различные модели платьев и прочее, но смысл при этом останется прежним — необходимо замечать новые детали.
С родственниками и друзьями играем в живую игру “ найди отличие “. Здесь нет возрастного ценза: играют малыши, дошкольники, школьники, родители и дедушки с бабушками. Для этого каждый участник сначала внимательно осматривается, а затем делает одно незаметное изменение. Например, спускает или снимает носок, надевает часы, расстегивает одну из пуговиц, достает из кармана некий предмет. Участники вновь смотрят друг на друга и ищут изменения в облике. Выигрывает тот, кто найдет больше изменений.
Отличным материалом для тренировки концентрации внимания будут различные интерпретации на тему пазлов . Собирая их, ребенку важно держать мысленно образ целой картины, ориентируясь на элементы, которые он имеет в руках в данный момент. Тематические пазлы имеют и еще одну приятную особенность — они знакомят ребенка с определенной областью окружающего мира: знакомят с миром диких и домашних животных, дают основу для изучения различных свойств явлений и предметов. Для детей 2-3 лет выбираем крупные пазлы с небольшим количеством деталей (6-20), для ребят 3-6 лет детали могут уже быть мелкими с общим количеством от 20 штук. Школьник вполне может собирать взрослые пазлы.
Занимательная детская игра в домино ведет к постоянной тренировке зрительного внимания. Малышу необходимо четко следовать определенным правилам: искать карточки с изображением подходящих предметов для уже имеющейся карты построенного домино. Выбирайте домино различной тематической направленности. Тогда во время интересной игры ребенок сможет лучше ориентироваться в цветах, изучать буквы, тренироваться в основах счета. Таким образом, он сможет получить всесторонне развитие. Начинайте играть в нее с 2-3лет. Когда ребенок поймет общий смысл, то сможет самостоятельно играть в нее со сверстниками. Такую игру можно взять во двор, играть на переменке в школе.
Поиграйте с ребенком в игру по принципу нахождения подобного . Такие ассоциативные игры помогут малышу провести логические связи, сконцентрироваться на определенном объекте и найти для него подходящую пару. Таким образом, получая, например, изображение плетеной корзины, ребенок представляет, как можно использовать данный предмет, при каких обстоятельствах, мысленно рисует образ картины из тех событий, участником которых он был. Далее он внимательно изучает множество свободных изображений и ищет на иллюстрациях подходящее изображение. То есть, получается двойная тренировка способности к внимательным действиям и усваиванию информации. Это игра для любого возраста. С ростом ребенка усложняются задания.
Тем же свойством развития памяти и внимания обладают игры, где необходимо устанавливать противоположные связи . жарко и холодно, твердый и мягкий, сладкое и кислое, пустое и полное, белое и черное, веселое и грустное, солнечное и дождливое. Играем все вместе, игра подходит для разновозрастных детей.Обращая внимание на одну из предлагаемых иллюстрации, ребенок подробно изучает все детали, осмысливает информацию и может охарактеризовать ее свойства. Исходя из этого, он способен найти антагоничное изображение. Можно играть в устный вариант, когда один участник называет понятие, а другой ищет противоположное. Как раз это умение активно используется в обучающем процессе школьника. Поэтому ранние тренировки закладывают основу для успешного обучения в будущем.
Предлагайте ребенку различные тренировки в форме игр и его внимание будет служить ему во время школьных занятий и в повседневной жизни!
Читайте так же:
Дочке через два месяца исполниться 4 года, озорная девчушка, все то ей на месте не сидится, не знала чем ее занять, чтобы действительно было увлекательно и интересно, и в тоже время шло развитие. Подарили нам пазлы, теперь «за уши» не оттащишь, не успеваю покупать. Играем в домино. Очень понравилась идея на счет рисунков, чтобы привлекать внимание — подрисовывать детали к иллюстрации. Я такое еще не слышала. Надо будет заняться. Младшенькая же еще подрастает, — нам только годик. Надо набираться необходимого опыта. Спасибо за статью.